Итак, в кризисном 2008-м я начала сотрудничество с австралийской сетью ресторанов быстрого обслуживания Country Chicken (Кантри Чикен, «Деревенская курочка»).

Время было трудное. Жесткий кризис, когда остановилось все вокруг. Банки перестали выдавать кредиты. Было ощущение, что все были должны всем. На бумаге у кого-то деньги и были, но фактически наличных – почти не было.

В это время маленькая, не знакомая нашему потребителю австралийская франшиза решила выходить на российский рынок.

http://s4.uploads.ru/t/GJIcO.jpg

В партнерстве мы проработали более 7 лет.
Развили совместно сеть из 42 ресторанов.

Позднее через Торговое Представительство Посольства Австралии в России на меня вышла вторая австралийская франшиза – сети придорожных кофеен «drive thru», «кофе за рулем, не выходя из машины», Muzz Buzz (Мазз Базз).

http://sd.uploads.ru/t/ECQbP.jpg

С этой франшизой мы пытались открыть объекты 2 года. Был ряд инвесторов, готовых инвестировать в эти кофейни, но проблема собственности земельных участков, необходимых для строительства, и получение разрешений на него, отбросило наши планы вывода франшизы на российский рынок на несколько лет.

Сейчас – вторая волна нашего сотрудничества в связи с открытием первой кофейни в Электростали и конкретными планами по развитию и продвижению франшизы на территории России.

Как все это было – я еще буду рассказывать.

Но сегодня мне хочется поговорить о франчайзинговых особенностях разных стран, которые необходимо учитывать при выходе на другие рынки.


Итак, мои наблюдения и сравнения:

1. Австралия – страна фаст-фуда. Там каждый третий бизнес развивается по системе франчайзинга.

В нашей стране франчайзинг во время начала нашего сотрудничества с Кантри Чикен (2007-2008год) находился в зачаточном состоянии.

В России было нескольких крупных франшиз (Макдональдс, Ростикс, «Крошка-картошка», «Шоколадница», «Стар-Догс», Сабвэй), которые уже присутствовали на рынке ряд лет.

Приход в Россию новой зарубежной франшизы стал событием.
Не успела я опубликовать новость, состоящую из нескольких строчек, в каком-то из журналов, как через несколько минут мне позвонили их франчайзингового сообщества и попросили дать интервью, хотя я не выкладывала своих контактных данных.

Но слабое развитие франчайзинга в России на тот момент имело и обратную сторону:

А) российские предприниматели не доверяли франчайзингу как системе ведения бизнеса, считая потенциальных франчайзи жертвой франчайзеров, которые на них «наживаются»

Б) бизнесмены в своей основе не имели опыта сотрудничества с зарубежными партнерами/франчайзерами и настороженно относились к возможности такого сотрудничества.

РЕЗУЛЬТАТ:

Понадобилось 2 года активной работы, начиная от участия в профильных выставках и заканчивая прямыми встречами-презентациями с потенциальными франчайзи, чтобы открыть первое заведение в Москве.

Только после открытия первого ресторана начался приток желающих купить франшизу (уже было что посмотреть, потрогать, попробовать, с кем поговорить.).

2. В Австралии существует и строго соблюдается Закон о франчайзинге

Компании-франчайзеры постоянно подвергаются аудиту и проверкам на профпригодность.

У нас в России даже Закона о франчайзинге не было. Было понятие «коммерческая концессия».
Понятно, что требовать выполнение каких-либо правил относительно явления, которого нет – проблематично.

3. За рубежом серьезно охраняется интеллектуальная собственность.

В России это понятие очень условное, и бизнесмены не особо церемонятся с ним.
Был случай, когда у франчайзи Кантри Чикен отозвали лицензию за систематические нарушения, а он, сняв вывеску, остался работать под другой.

Потребовалось много сил и времени, чтоб юридическими методами уладить этот конфликт.

4. В Австралии отсутствует бюрократия.
Все просто. Для открытия предприятия в местном муниципалитете достаточно 4 недель.

В России необходимо было закладывать гораздо большие сроки на получение всех разрешений и согласований, т.к. имеет место большое количества формальностей для открытия предприятия и бюрократия.
Отсутствует серьезная государственная поддержка.

5. И – самое главное: стандарты.

Они в России отличаются от того, что есть во всем мире.
Не исключение и Австралия.

Там организация производства гораздо менее зарегламентирована и санитарные ограничения менее жесткие.
Надо хорошо знать российские регламенты, чтоб подогнать зарубежные технологии к их требованиям.
В первом проекте пришлось менять технологию прямо в ходе строительства.

http://s8.uploads.ru/t/3qeuA.jpg

6. В Австралии жаркий климат.

Многие компании и бизнесы работают с 7-8 ч утра и до 16-17 ч. (в том числе и ресторанные заведения).
Ритм жизни там более спокойный и размеренный.

В России, особенно в Москве, - напряженный ритм жизни, напряженный график работы ресторанов, напряженный трафик движения транспорта (сложности с доставкой).
Свои часы пик. Москва – город, в котором жизнь бьет ключом допоздна, а иногда и круглосуточно.

В России надо было изучать бытовые привычки не только в Москве, но и в регионах, где были свои особенности, свой ритм жизни, свой собственный режим дня.

Режим работы предприятий устанавливали исходя из аналитики и наблюдений.

7. Среди прямых конкурентов Кантри Чикен в то время на рынке присутствовал процветающий много лет РОСТИКС,
тоже куриная концепция с похожим желто-красным логотипом.

Было понятно, что надо отстраиваться. Для этого пришлось разрабатывать УТП (уникальное торговое предложение). Подумав, я решила связать его с одним из символов Австралии – страусом, и предложила разработать линейку блюд из старусиного мяса, что и было сделано.

В то время в Москве не было ни одного ресторана, даже дорогого, в котором можно было попробовать страусиное мясо.

Реализация этих блюд не была весомой.
Но появился магнит, который притягивал к себе потребителей наряду с ругими эмоциональными элементами франшизы: ярким представлением о солнечной и позитивной Австралии, ковбойским шляпам из кожи кенгуру и крестьянским рубахам с джинсами у продавцов.

Где же еще можно было попробовать страусиное мясо? Только в Кантри Чикен.

http://s8.uploads.ru/t/CqX5y.jpg

8. Впервые после Макдональдса я спроектировала для России формат Drive Thru с раздачей для автовладельцев за рулем.

У франшизы Кантри Чикен, кстати, тоже не было ранее такого формата заведений.

http://s8.uploads.ru/t/epmlO.jpg

http://sh.uploads.ru/t/YJ8Ou.jpg

Но наши франчайзи так и не смогли преодолеть административные барьеры, связанные с вопросами собственности на землю и получением разрешения на строительство, и запустить это заведение

http://s5.uploads.ru/t/zkd9Y.jpg

То же самое было позже и с запуском первых придорожных кофеен Drive Thru Мазз Базз. Рынок был готов принять концепцию. Не были готовы чиновники, собственники недвижимости, топ-менеджеры крупных зарегламентированных корпораций.

Первую кофейню наши франчайзи смогли запустить только спустя 7 лет, в апреле 2018 года

http://s7.uploads.ru/t/BRMdK.jpg

Итак, РЕЗЮМЕ:

В любой зарубежной франшизе есть особенности, связанные

- со стандартами и законами, действующими в стране
- с уровнем развития бизнеса вообще и ресторанного в частности
- с конкурентным окружением в стране, куда выходит франшиза
- с менталитетом народов
- с привычками потребителей и бизнесменов в данной стране
- с погодой, природой, климатом
- с продуктовыми предпочтениями и ассортиментом блюд, напитков, изделий.

И их обязательно надо знать и учитывать при выводе их на российский рынок.

И лучше всего иметь для этого опытного консультанта, профессионала не только во франчайзинге, но и в сфере бизнеса, которой посвящена франшиза (в данном случае – профессионала ресторанного бизнеса)

Ролики от австралийских франчайзеров: